Миоры впервые упоминаются в 1514 г. как усадьба «Морея» в Браславском повете ВКЛ.
В переписи ВКЛ в 1567 г. город упоминается как усадьба «Мёры» (название существовало до XIX в.), которая принадлежала Р. Мирскому.
В 1621 г. пан Мирский построил здесь церковь (таково было желание жены Настасии Мирской, записанное в ее завещании).
В 1633 году Мёры принадлежат Алене Рыле, которая в 1640 году вместе со своим мужем Крыштафом продают своё владение Себастьяну Мирскому – браславскому земскому судье. С 1644 в Миорах был православный монастырь. Для укрепления положения монахов Себестьян дарит волоку земли из своего владения и, кроме того, усадьбу Лещиловичи в Полоцком воеводстве. У него было желание, чтобы при монастыре открыли школу, где могли бы учиться дети. В пожертвовании так же сказано, что церковь и монастырь должны быть отданына вечное пользование православной церкви, а того кто нарушит его волю он проклинает. До XX в. в церкви оставался один колокол, который утонул, когда его перевозили на другой берег озера. На нём была дарственная надпись, герб и буквы СМСЗ — Севасцьян Мірскі суддзя земскі, высота колокола 1 аршин (0,711 м).
Мёрский монастырь благополучно начал свою деятельность. Симеон Полоцкий в своем завещании пожертвовал ему 600 руб. золотом и 700 руб. серебром на дальнейшее развитие.
Однако воля Севастьяна Мирского была нарушена. И сделал это ни кто иной, как его родной сын. Вот что отмечено в жалобе игумена Иовы Молочки от 2 января 1691 г.:
«Протестовали против действий пана Михаила Мирского, мечника браславского, ксендза Стефана Дамковского, плебана Друйского, бывших в одном сговоре, что оба они с большой толпой людей, вооруженных до зубов, в том числе заряженными ружьями и пистолетами 20 декабря 1690 года напали сначала на монастырь в Мерах, в котором осуществили разные бесчинства и шум, а именно всех монахов и прислугу связали, били и ругали, а затем почти раздетых выгнали с монастыря. Сломали двери в церкви и, ворвавшись туда, разграбили ее дочиста, захватив золото, серебро и все дары, в том числе и богатые пожертвования основателя монастыря С. Мирского».
После этого разграбления, которое конечно же было неслучайным и проведено явно с позволения властей, Мёрский монастырь и церковь стали униатскими. Об этом захвате упоминается в письме русского царя Петра I королю Речи Посполитой: «25 лет тому назад Мёрский монастырь вероломно отнят в унию и на нужды католиков отдан, а монахи все выгнаны прочь».
В 1691 г. построен костёл, просуществовавший до 1862, когда в Миорах среди шляхты наблюдалось антиправительственное настроение, пение в костёле запрещенного гимна. Это было одной из причин закрытия костёла. Окончательно костел был разрушен в 1905 г. в связи с воздействием неблагоприятных погодных явлений.
После 2-го раздела Речи Посполитой (1793 г.) Мёры оказались в Российской империи, как местечно Дисненского повета Минской, а с 1842 г. Виленской губернии. Именно тогда произошло изменение названия города — польское название «Miory» российскими властями было прочитано не как «Мёры» (что правильно), а как «Миоры».
Во время восстания 1863 года под руководством К. Калиновского в отряде нашего земляка Дмаховского боролись и представители из Миор. После подавления восстания с целью расширения русификации края, как и по всей Беларуси в 1866 году в Миорах открыто народное училище. Учителями назначались выходцы из России. В 1877-1878 учебном году здесь занимались 32 ученика, через 10 лет – 29.
В 1886 г. г. в Миорах 110 жителей, волостное правление, 3 корчмы, проводились ежегодные ярмарки.
Известно, что данные мероприятия устраивались там, где имелись костелы. В Миорах этот праздник проходил 8 сентября.
«На лугу, перед селом, расставлялись повозки и лошади. Ржание и топот лошадей, пение нищих, говор, шум — все это сливается в один базарный гул».
Стояли приезжие старообрядцы с яблоками, пряниками, булками. Можно было купить крестики, иконы. А в прежние времена, еще до польских восстаний, продавались разнообразные польские книжки, в том числе и с диковинным названием «шкоплеры».
В этот день сюда прибывало немало нищих, переходивших с одной ярмарки на другую. Они сидели где-нибудь и пели, большей частью религиозные песни, «литании».
На паперти костела толпились богомольцы: одни, из них, особенно женщины шляхтянки, которым позволялось это, кровавили колени, проползая вокруг костела, другие стояли и слушали орган. Здесь можно было купить части человеческого тела, сделанные в миниатюре из воска: кто страдал головной болью, покупал голову, больной глазами покупал глаза, девушки покупали пластинки с изображением человека, чтобы быть стройными и красивыми. Подобные вещицы были обязательно освящены перед иконой Божьей Матери в костеле, по крайней мере первоначально должны были немного полежать перед ней.
Те, кто побывал в костеле, закупали все необходимое и возвращались домой. Детям своим обязательно привозили яблок и бубликов.»
В 1903 г. в Миорах насчитывалось135 жителей (60 мужчин, 75 женщин), действовали еврейское училище и церковно-приходская школа.
В 1905-1907 гг. на месте старого разрушенного костела построен новый — Успенский.
С 1922 г. Миоры вошли в состав Польши (по Рижскому мирному договору 18 марта 1921 г., подписанному между РСФСР и УССР с Польшей о прекращении советско-польской войны).
В 1927 в Миорах 422 жителей, 2 мельницы, аптека, 5 лавок, до 1931 г. работала спичечная фабрика. В сельском хозяйстве настойчиво насаждались осадничество, хуторизация и распродажа помещичьих земель.
Постепенно в крае были закрыты все белорусские школы, а образование осуществлялось в 39 начальных, 7 шестилетних школах и Дисненской гимназии. К слову сказать, гимназия давала прочные знания и позволила проявиться многим местным талантам. Среди них поэт Дмитрий Косатый, писатель Ян Гуща, белостокский архиепископ и митрополит Эдвард Кисель. Участвовал в создании белорусских школ в Западной Белоруссии избранный в 1922 году депутатом польского сейма уроженец д. Кухтинцы (теперь в составе д. Заутье) Петр Васильевич Метла. Он входил в Белорусский посольский клуб, был одним из создателей и членом ЦК Белорусской крестьянско-рабочей громады.
Учитель Флор Донатович Манцевич, который преподавал в школах деревень Нивники и Старые Крюки, будучи депутатом Народного собрания Западной Белорусии в Белостоке в 1939 году, выступал докладчиком по второму основному вопросу «О вхождении Западной Белоруссии в состав Белорусской ССР», представлял Декларацию о вхождении Западной Белоруссии в состав БССР и СССР на сессии Верховного Совета СССР в Москве. Он является первым учителем народного артиста СССР Геннадия Ивановича Цитовича — белорусского этномузыковеда, дирижера, собирателя музыкального фольклора и хорового деятеля, который родился в 1910 году в д. Новый Погост.
Новую жизнь в наши места принесло воссоединение Западной Белоруссии в 1939 году. Началась коллективизация сельского хозяйства, перевод хозяйственной и всей общественной жизни на советский образ. Одними из первых образованы колхозы «17-е Сентября» в Леонполе, «Правда» в Каменполье, «Красное знамя» в Слободе, «Парижская коммуна» в Свердлах.Прошли выборы в Советы, начала выходить районная газета «Большевистская трибуна».
Во Время второй Мировой войны район оккупирован с 3 июля 1941 г. Уже в первые месяцы оккупации местное население ответило созданием подпольных групп в Мотевках, Деверках, Черессах, Картавых, Татарках, Птицких, Николаеве, Миорах, Дисне. Летом 1942 г. началось партизанское движение. Из небольшого отряда «Спартак» образовалась бригада в 400 бойцов. Группа «Неуловимые» стала ядром бригады «За Родину». На территории Миорского и Дисненского районов в разное время действовали бригады: «Октябрь», 1-я имени Л. В. Суворова, 4-я Белорусская, 16-я Смоленская, имени Г. К. Жукова, имени М. И. Калинина, имени С. М. Короткина, имени В. И. Ленина и К. К. Рокоссовского. Организовали подпольную борьбу с врагом Миорский и Дисненский райкомы партии и райкомы комсомола.
Освобождение на Миорщину принесли войска 1-го Прибалтийского фронта в ходе операции «Багратион». В направлении Дисны наступали части 6-й гвардейской армии, 44-я мотострелковая бригада и 159-я танковая бригада. Танкист, старший лейтенант Н. А. Кузьмин за бои в Дисне представлен к званию Героя Советского Союза.
На Миоры наступала 9-я гвардейская Краснознаменная стрелковая дивизия полковника Е. Е. Вербова. Район освобождали от оккупантов 34-я гвардейская отдельная танковая Витебская Краснознаменная ордена Суворова бригада, 29-я стрелковая Полоцкая ордена Суворова дивизия, 154-я стрелковая дивизия, 270-я стрелковая Демидовская Краснознаменная дивизия, 71-я гвардейская стрелковая дивизия и 166-я стрелковая Краснознаменная дивизия.
Тысячи наших земляков участвовали в боях с фашистскими захватчиками на фронтах Великой Отечественной, в Войске Польском, корпусе Андерса, в отрядах Сопротивления многих стран Европы.
Память о суровых годах войны осталась на Миорской земле в виде десятков краснозвездных обелисков, мемориальных надгробий на месте жертв репрессий и геноцида, школьных музеев о Великой Отечественной и, конечно же, в памяти людей, выживших и выстоявших вопреки всему. Город освобождён 4 июля 1944 г.
С 7 августа 1957 г. Миоры считаются как городской посёлок, а 7 августа 1972 г. присвоено звание города.
Современный Миорский район — сельскохозяйственный. Основные направления деятельности сельхозпредприятий — производство молока, мяса, зерна, картофеля, льна, овощей, рапса. В районе 5 промышленных предприятий: ОАО «Миорский комбикормовый завод», ОАО «Миорский мясокомбинат», ОАО «Миорский льнозавод», филиал «Миорский хлебозавод» РУПП «Витебскхлебпром», УП ЖКХ Миорского района. Особое внимание уделяется производству и реализации инновационной продукции ОАО «Миорский комбикормовый завод» (комбикорма по новым СТБ марки СК-1), филиалом «Миорский хлебозавод» РУПП «Витебскхлебпром» (хлеб и хлебобулочные изделия, повидло яблочное), ОАО «Миорский мясокомбинат» (новые виды колбас и мясных изделий, полуфабрикатов). Установка новой технологической линии по обработке тресты на льнозаводе способствовала дополнительному увеличению объемов и высокому качеству продукции.
С каждым годом развивается социальная сфера, совершенствуется материально-техническая база учреждений культуры, образования, здравоохранения, создаются условия для занятий физкультурой и спортом.